Инвентаризация основных средств: излишки и недостача



Каждое предприятие рано или поздно подвергает свое имущество инвентаризации, то есть проверки фактического наличия и сверки его с учетными данными. Инвентаризация основных средств может проходить по нескольким причинам:

  • замена ответственного за сохранность объекта лица;
  • контрольная проверка;
  • плановая проверка в конце отчетного года и пр.




Какова бы ни была причина, порядок проведения инвентаризации основных средств должен соблюдаться. В статье мы поговорим о том, как проходит данный процесс, какие документы заполняются в процессе инвентаризации, проводки, которые необходимо выполнить по окончании процесса.

Порядок проведения

Если у организации появилась необходимость проверить остатки по основным средствам, то первым шагом должно быть создание приказа на инвентаризацию. Составляется приказ форма ИНВ-22, который утверждает сроки проведения инвентаризации, а также в нем приводится перечень членов инвентаризационной комиссии, которая будет контролировать и проводить процесс пересчета.

Состав инвентаризационной комиссии должен включать:

  • материально ответственные лица;
  • представители бухгалтерии;
  • представители руководства;
  • иные лица, в том числе могут присутствовать и лица, не являющиеся работниками данной организации.

Также в приказе на инвентаризацию ИНВ-22 должен быть назначен председатель комиссии.

После того, как приказ составлен, в установленный срок начинается процесс инвентаризации, который заключается в пересчете всех имеющихся у предприятия объектов основных средств и занесении их наименования, номера и необходимые технические показатели в инвентаризационную опись форма ИНВ-1. Помимо того, что в инвентаризационной описи основных средств отражаются данные при фактической проверке объектов, туда также заносятся данные бухгалтерского учета.

Если инвентаризации подвергаются здания, то проверяются документы, подтверждающие нахождение объектов в собственности предприятия.

После того, как опись заполнена, фактические данные сверяются с учетными. Те наименования, по которым выявлены расхождения, заносятся в сличительную ведомость форма ИНВ-18.

Основные средства, которые не пригодны к использованию и не подлежат ремонту и восстановлению, заносятся в отдельную опись, в которой отражается причины, по которым объект не пригоден к эксплуатации, а также даты начала его использования.

Если какие-либо объекты находятся в состоянии ремонта, то данные по ним заносятся в акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств форма ИНВ-10.

Если предприятие проводит дополнительные контрольные проверки, то данные по ним отражаются в акте форма ИНВ-24, а также в журнале учета контрольных проверок форма ИНВ-25.

Конечные результаты проведение инвентаризации основных средств обобщаются специальном документе, именуемом ведомость учета результатов ИНВ-26.

Бухгалтерский учет результатов

В процессе проверки могут быть выявлена как недостача объектов, так и излишки. Все отклонения должны быть отражены в данных бухучета.

Излишки 

Выявленные в процессе инвентаризации излишки, то есть объекты, которые были ранее не учтены в бухгалтерии, должны быть приняты к учету на счет 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом учета прочих доходов и расходов 91. Оприходование излишков при инвентаризации ОС происходит по средней рыночной стоимости, определенной на дату проводимой инвентаризации. Как и в случае поступления всех объектов ОС на предприятие (процесс поступления основных средств подробно изложен в этой статье), прежде, чем попасть на 01 счет, излишки проходят через счет 08 «Вложения  во внеоборотные активы». Проводки по принятию излишек к учету: Д08 К91/1 и Д01 К08.

Недостача 

Выявленная недостача, прежде всего, списывается со счета 01 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Причем с 01 счета списывается остаточная стоимость объекта, полученная путем вычитания из первоначальной стоимости начисленной амортизации. (Что такое амортизация читайте здесь, а тут разобраны 4 метода расчета амортизационных отчислений). На счете 01 открывается дополнительный субсчет 2 «Выбытие основных средств» и выполняется проводка Д94 К01/2 – списана остаточная стоимость объекта.

Далее возможны два случая: первый, когда установлены лица, виновные в недостаче; второй, когда виновных нет либо не выяснены.

В первом случае недостача списывается на счет лица, виновного в недостаче, для этого используется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», на котором открывается дополнительный субсчет 2 для отражения данных по возмещению ущерба. Проводка по списанию недостающего объекта на счет виновных лиц: Д73/2 К94.

После этого виновник недостачи может либо самостоятельно внести необходимую сумму в кассу предприятия (проводка Д50 К73/2) или на расчетный счет (проводка Д51 К73/2), либо сумма будет удержана из его заработной платы (Д70 К73/2).

Во втором случае, когда виновные не определены, недостача списывается в прочие расходы предприятия (проводка Д91/2 К94). При этом списание должно проходить на основании документов, подтверждающих отсутствие лиц, виноватых в недостаче, либо отказ от взыскания суммы ущерба с виновного лица. Подробнее о порядке взыскания ущерба с виновного работника читайте в статье «Материальная ответственность работника перед работодателем«.

Проводки:

инвентаризация основных средств проводки

Видео — оформление инвентаризации в 1С



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2013-2017 Простая бухгалтерия · Копирование материалов сайта разрешено только при наличии ссылки на источник