Приостановление деятельности предприятия

В деятельности любой компании могут возникать кризисные моменты, которые могут привести к приостановлению деятельности на определенное время. Данная приостановка деятельности трудовым законодательством определяется как простой. Вызваны простои могут быть разными причинами, а виноватым в простоях могут быть как работники, так и сами работодатели. Также простои могут возникать по причинам, не зависящим ни от работодателя, ни от работника. В статье рассмотрим, что собой представляет приостановление деятельности предприятия.

Что такое приостановление деятельности предприятия

Приостановление деятельности компании или простой представляет собой приостановку хозяйственных процессов, возникающих по экономическим, организационным, технологическим, либо техническим причинам (72.2 ТК РФ).

Основные причины, которые привели к возникновению приостановления, делятся на определенные группы:

Причины простоя Пример
Действия работников Кража сырья и/или оборудования

Нарушение трудовой дисциплины

Нарушение работниками техники безопасности

Действия работодателя Перепрофилирование производственного процесса

Кризисные ситуации в организации (разные виды)

Нарушение соглашений с контрагентами Снижение спроса на товары производства

Причины, имеющие неопределенное значение, обусловленные независящими причинами как от работника, так и от работодателя Стихийные бедствия

Техногенные катастрофы

Важно! Когда в компании происходит поломка оборудования или какие либо другие ситуации, в результате которых работники не состоянии выполнять свои трудовые обязанности, они могут уведомить своего непосредственного руководителя о начале простоя.

Порядок оформления приостановления деятельности

Основным документом, которым оформляется приостановление деятельности компании, является приказ. Специально разработанной формы данного документа нет, поэтому компании разрабатывают его самостоятельно. В приказе следует указать его наименование, дату и место составления, а также следующее:

  • основания, которые привели к приостановлению деятельности;
  • срок, на который предусматривается приостановка деятельности;
  • порядок оплаты труда сотрудникам компании на время простоя;
  • другие условия, связанные с приостановлением деятельности.

Подписывает распоряжение руководитель компании, а также все лица, которые являются ответственными за исполнение положений приказа. К таким лицам обычно относят главного бухгалтера и начальника отдела кадров. К обязанностям первого относят начисление оплаты за время простоя, а к обязанностям второго – уведомление сотрудников о простое и ознакомление их с данным приказом.

Важно! Если на предприятии планируется только частичное приостановление деятельности на определенный срок, то работодатель и работники договариваются между собой о переводе на временную работу. С этой целью к трудовому договору заключается соглашение, на основании которого издается приказ о переводе сотрудника.

Также в приказе могут прописываться указания работодателя по устранению причин простоя и по возобновлению работы с окончанием периода приостановления. Кроме того, в  указываться решение руководителя по нахождению или отсутствию работников на своем рабочем месте в период простоя. Напомним, что на период приостановления деятельности компании работники могут присутствовать на своем рабочем месте или нет. Окончательное решение остается за руководителем (Читайте также статью ⇒ Образец ответа на требование налоговой).

Образец приказа

Порядок действий при простое

Оформление простоев, как правило, начинается с составления акта о приостановлении работы. В данном документе указывается следующее:

  • причина, по которой возникла приостановка работы;
  • время, на которое планируется приостановка.

Когда причину приостановки обнаруживает работник, он об этом в письменном виде обязан сообщить работодателю. Это можно сделать в докладной записке или обычным заявлением. Руководитель в свою очередь издает приказ о простое, где указываются причины простоя, гарантии сотрудникам, а также подразделение, в котором происходит приостановление работы.

Обязанностью работодателя являются учет рабочего времени, включая и времени,  неотработанного работниками. В соответствии с этим, в табеле учета рабочего времени следует зафиксировать время фактического приостановления деятельности. Крупные компании могут заводить дополнительные документы для учета простоя (например, специальный журнал учета простоев).

Порядок уведомления службы занятости населения

В соответствии с законом 1032-1 «О занятости населения в РФ», работодатель при приостановки деятельности компании обязан поставить в известность службу занятости. Уведомление направляется в письменном виде в срок до 3 рабочих дней. Специальной формы уведомления нет, поэтому работодатель может разработать ее самостоятельно. В форме указываются основания приостановления, а также продолжительность простоя.

Возврат к работе после простоя

В некоторых случаях приостановка работы компании предусматривается на определенный период времени. Однако, не всегда. Когда точный период простоя известен, это отражается в приказе. По окончании срока простоя работники возвращаются к своей работе.

Сложности в компании могут возникнуть, если точное время простоя пока неизвестно. В данном случае работодателю потребуется вновь издать приказ, но уже об окончании простоя. С этим приказом также нужно будет ознакомить всех работников, путем направления каждому из них уведомления. Если работники на период приостановления деятельности трудились на иной должности, то с прекращением приостановки они возвращаются к своей основной работе.

образец приказа 2

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Как работникам оплачивается компенсация за время простоя?

Ответ: Если причиной простоя явилась вина работодателя или независящие от сторон причины, то трудовым законодательством предусмотрена выплата в размере 2/3 от средней зарплаты сотрудника за каждый день простоя. Но, в отраслевых или локальных нормативных документах компании может предусматриваться и другой порядок оплаты простоя. Но результат, полученный при данном расчете не должен уступать тому, что предусмотрен ТК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2013-2019 Простая бухгалтерия ·  Политика конфиденциальности  · Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник