Регистрация ИП пошаговая инструкция в 2021 году
В данной статье вы узнаете, как открыть ИП: предлагаем пошаговую инструкцию по оформлению индивидуального предпринимательства и регистрации его в различных органах и фондах. Это мануал по созданию ИП с нуля и до начала деятельности. Итак, приступим. Что нужно для открытия ИП? Какие документы нужно собрать? Как открыть ИП самостоятельно?
Итак, вы решили открыть фирму, проанализировали статью “Что лучше ИП или ООО?” и выбрали для себя индивидуальное предпринимательство. С чего начать оформление? В первую очередь, требуется оформление в налоговой ИП.
Если процесс открытия предпринимательской деятельности вами пройден и теперь вам требуется закрыть ИП, то предлагаем подробную пошаговую инструкцию по ссылке.
Пошаговая инструкция по регистрации ИП
Шаг 1. Выбор вида деятельности
Для открытия ИП на начальном этапе нужно решить, чем вы будете заниматься в процессе предпринимательской деятельности, то есть для чего создается ИП.
Здесь поможет классификатор ОКВЭД – это справочник видов деятельности с указанием их официальных названий и кодов. Выпишите самостоятельно для себя из этого классификатора подходящие виды деятельности, чем больше выпишите, тем лучше, не придется потом в дальнейшем их добавлять.
Шаг 2. Выбор режима налогообложения
Здесь пригодится вот эта статья, где можно узнать, какие налоговые режимы существуют, в чем их особенности: плюсы и минусы.
В целом скажу, что будущие индивидуальные предприниматели выбирают для себя, как правило, упрощенную систему налогообложения. Такой выбор не случаен, этот режим простой и понятный каждому, бухгалтерский учет вести не нужно, минимум налогов, отчетов также меньше. Поэтому, если вы подходите под этот режим, то смело его выбирайте.
Выбрав этот режим, не забудьте заполнить Уведомление о переходе на УСН форма 26.2-1 и подать его в налоговый орган.
В отношении ряда видов деятельности применяется режим, основанный на уплате единого налога на вмененный доход. Перечень видов деятельности можно найти здесь.
Шаг 3. Оплата государственной пошлины
Берете квитанцию на оплату госпошлины, заполняете ее и оплачиваете в банке. Госпошлина за открытие ИП в 2016 году – 800 рублей.
Если ИП желает иметь печать, то необходимо также оплатить стоимость изготовления печати.
Если предприниматель планирует работу с наличными денежными средствами, то нужен кассовый аппарат. ККМ подлежит регистрации в налоговой.
Также предпринимателю необходимо открыть расчетный счет, который пригодится для безналичных расчетов.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг |
Шаг 4. Документы
Для самостоятельного открытия ИП нужно собрать следующие документы:
- заявление на государственную регистрацию форма Р21001 – скачать образец;
- квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины;
- копия ИНН, если есть, если нет, то заполняете заявление на получение ИНН и сдаете его вместе со всеми документами на регистрацию;
- уведомление о переходе на УСН форма 26.2-1, если планируете вести деятельность по «упрощенке»;
- копия документа, удостоверяющего личность, для граждан РФ – это паспорт;
- копия документа, подтверждающего ваше место жительства (прописку или временную регистрацию).
Если подаете документы не самостоятельно, а через другое лицо или по почте, то все копии должны быть заверены у нотариуса. Если документы для открытия ИП сдаете самостоятельно, то заверять не обязательно.
Шаг 5. Получение свидетельства о регистрации
Срок оформления ИП – 5 дней, поэтому, если все сделали правильно, то через 5 дней вы получите свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), выписку из единого реестра (ЕГРИП) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
Шаг 6. Регистрация в ПФР
Порядок оформления ИП без работников:
В качестве индивидуального предпринимателя без работников вы будете являться плательщиком фиксированных платежей, в данном случае вы встаете на учет в ПФР автоматически при регистрации в налоговом органе. Сотрудники налоговой передадут ваши данные в Пенсионный фонд.
Платить фиксированный взнос в ПФР нужно либо одной суммой в конце года, либо поквартально в течении года.
С 2014 года порядок расчета фиксированного платежа следующий:
– те, у кого доход за год меньше 300 000 руб., будут платить фиксированный платеж, равный однократному МРОТ, умноженному на 12 месяцев и на ставку взноса в ПФР (26% для ИП);
– те, у кого доход за год больше 300 000 руб., будут платить уже не фиксированный платеж, его величина уже будет зависеть от его дохода. Платеж будет состоять из суммы величины, рассчитанной в предыдущем пункте (МРОТ * 12 * 26%), и величины, равной 1% от суммы дохода свыше 300 000 руб. При этом максимальный взнос, который может заплатить предприниматель за год, ограничивается величиной 8 * МРОТ * 12 мес. * ставка 26%.
В 2015 году МРОТ составлял 5965 руб., а фиксированный платеж ИП в ПФР составляет 18610,8 руб. Такую сумму нужно уплатить за год, если доход предпринимателя за год не превысил 300 000 руб. Если доход превышает 300 000 руб., то к указанной сумме добавляется 1% от суммы превышения, но не более восьмикратного МРОТ*12*26%.
В 2016 году МРОТ увеличен до 6204 руб., поэтому минимальный фиксированный платеж ИП в ПФР составит 19356,48 руб. Подробности здесь.
ИП с работниками:
Если вы планируете нанимать работников, то необходимо встать на учет в Пенсионный фонд в качестве работодателя, в этом случае нужно собрать определенный пакет документов.
Необходимые документы для оформления:
- заявление по установленному образцу;
- копия свидетельства о регистрации ИП;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговой;
- копии трудового договора с сотрудниками и копии их трудовых книжек.
После этого нужно платить в Пенсионный фонд на своих работников страховые взносы по установленным ставкам, которые можно посмотреть в этой статье. В 2016 году действует общая ставка 22%.
Далее нужно зарегистрировать индивидуальное предпринимательство во внебюджетных фондах.
Шаг 7. Регистрация в ФСС
Без работников:
Если работников нет, то вставать на учет в ФСС и не нужно. Этот шаг можно пропустить.
С работниками:
Если работников вы все же планируете взять, то в течении 10 дней с момента найма сотрудников необходимо встать на учет в ФСС (Фонд социального страхования).
Документы для регистрации:
- заявление по установленному образцу;
- свидетельство ОГРНИП;
- ИНН;
- копия паспорта;
- копии трудовых договоров с сотрудниками;
- справка об открытии банковского счета.
После этого вы должны платить за своих работников страховые взносы в ФСС по установленной ставке – в 2016 году 2,9%.
Шаг 8. Регистрация в ФФОМС
Без работников:
Встают на учет в ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования) при регистрации ИП в налоговом органе. При этом предприниматель должен платить за себя фиксированный взнос, размер которого в 2015 году составляет 3650,58 руб., в 2016 – 3796,85 руб.
Если автоматически вы на учет не встали, то можете зарегистрировать ИП в ФОМС самостоятельно, подав необходимые документы в ФОМС. Перечень документов для оформления следующий:
- заявление установленного образца;
- копия свидетельства ОГРНИП;
- копия свидетельства ИНН;
- копия паспорта.
С работниками:
Если вы нанимаете работников, то необходимо опять же зарегистрироваться в Фонде обязательного медицинского страхования в качестве работодателя и платить в дальнейшем на своих работников страховые взносы в ФОМС. Ставка взноса в 2016 году составляет 5,1%.
Документы на постановку на учет в ФОМС стандартные: копии паспорта, ОГРНИП, ИНН, трудовых договоров с работниками и заявление установленного образца.
Самостоятельно открыть ИП не так уж и сложно, немного терпения, времени – все готово. Наша пошаговая инструкция поможет вам в кратчайшие сроки оформить индивидуальное предпринимательство. После того, как вы пройдете указанные выше 8 шагов, вы можете смело приступать к своей деятельности.