Учет представительских расходов в 2021 году
Что такое представительские расходы? Пожалуй, каждая организация рано или поздно сталкивается с их учетом. Как правильно учесть представительские расходы в бухгалтерии, какие проводки следует выполнять? Чем отличается налоговый учет от бухгалтерского в отношении данного вида расходов? Рассмотрим эти вопросы подробнее в статье ниже.
Согласно НК РФ, представительские – это расходы на официальный прием или обслуживание лиц, представляющих другие учреждения, участвующие в переговорах с целью поддержания или установления сотрудничества, а также участников, которые прибыли на заседание руководящего органа.
К представительским расходам относят:
- затраты, которые связанны с проведением делового приема (завтрак, обед и пр.);
- транспортная доставка к месту, где проводится представительское мероприятие и обратно;
- буфетное обслуживание в течение переговоров;
- оплата услуг переводчика, которые не состоят в штате налогоплательщика, для осуществления перевода в течение представительского мероприятия.
В бухучете такого рода расходы принимают к учету полностью и отражают их в числе расходов на обычные виды деятельности в том отчетном периоде, когда они производились.
На заметку!
Читайте также статьи по учету расходов на медосмотры – ссылка, на рекламу – ссылка, на командировку – ссылка, на спецодежду – ссылка.
Бухгалтерский учет представительских расходов
Представительские – расходы по обычным видам деятельности и списываются либо в дебет сч. 44, либо в дебет сч.26.
Для производственных предприятий:
Как уже выше сказано, для таких организаций представительские расходы списываются на сч.26 «Общехозяйственные расходы». Дальнейший их учет зависит от метода списания управленческих расходов. Они могут быть списываны либо в дебет счета 20 «Основное производство», либо в дебет счета 90 «Продажи».
Если оплачиваются представительские расходы лично работником предприятия, то деньги ему выдаются под отчет, проводка по списанию имеет вид: Д26 К71.
Услуги сторонних организаций отражаются проводкой Д26 К60 (76).
Далее происходит списание представительских расходов с 26 счета одной из проводок: Д20 К26 или Д90/2 К26.
Для торговых предприятий:
Учреждениями, которые осуществляют торговую деятельность, такие расходы учитываются на 44 счете «Расходы на продажу».
Проводки по учету представительских расходов для торговых предприятий имеют вид:
- Д44 К71, 60, 76 – представительские расх. списаны в расходы на продажу.
- Д90/2 К44 – расх. учтены в составе себестоимости товара.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг |
Налоговый учет
С целью налогообложения прибыли представительские расходы относят к прочим, которые связаны с реализацией и производством. Они являются нормируемыми и не могут быть более 4% от расходов учреждения, связанных с оплатой труда за отчетный период.
В соответствии с НК РФ, место для проведения представительских мероприятий не имеет значения. Исходя из этого, налогоплательщик вправе признавать расходы представительскими даже в случае проведения переговоров за ужином в командировке в другом городе в любое время суток.
Ст. 264 НК включает закрытый перечень таких расходов, и за его рамки выходить не стоит.
Если мероприятия не имеют официального характера, либо отсутствует документация, подтверждающая факт проведения деловых официальных переговоров, расходы на их проведение не учитывают для цели налогообложения прибыли.
Представительскими признаются расходы при условии, что они производились для осуществления деятельности, которая направлена на извлечение прибыли и подтверждены документально. Документально подтвержденные расходы – это затраты, подтверждаемые документами, которые оформлены согласно законодательству РФ.
Такими документами, в частности, могут служить:
- приказ руководителя учреждения на осуществление представительских расходов с указанием их цели;
- смета на представительские расх., программа по проведению официальной встречи с указанием ее даты, места проведения, сроков, ФИО всех ее участников и их должностей;
- документы первичные (товарные чеки, счет ресторана, чеки ККМ, документ, подтверждающий оплату транспорта);
- отчет о представительских расходах в связи с проведенными представительскими мероприятиями, где отражают: цель проведения представительских мероприятий и результат их проведения; прочие сведения относительно проведенного мероприятия, потраченная сумма;
- расчет налоговой базы;
- аналитические регистры налогового учета.
При расчете базы налога на прибыль расходы и доходы определяют нарастающим итогом с начала действия налогового периода. Поэтому сумма расходов по оплате труда будет увеличиваться.
Пример:
В апреле учреждение встречало партнеров, в связи, с чем имела следующие траты:
- на доставку партнеров в кафе и обратно— 4 тыс. руб.;
- на обед в кафе — 20 тыс. руб.;
- на их доставку в сауну и обратно — 4 тыс. руб.;
- на баню — 30 тыс руб.
Последние два пункта принять к учету мы не можем, согласно НК РФ.
Таким образом, общая стоимость расходов – 24 тыс. руб.
На организацию данных мероприятий работнику были выданы средства под отчет – 60 тыс. руб. Транспортные услуги оплачивались учреждением с расчетного счета.
Проводки по учету представительских расходов в бухгалтерии:
Учет налоговый:
Отчетным периодом является полугодие.
С начала года, затраты по оплате труда составили – 350000.
Предельно максимальная сумма представительских расходов, которая может учитываться с целью налогообложения, составляет 350 000 * 4% = 14000.
Размер предст. расх. в нашем примере – 24000.
В ходе расчета налога на прибыль, возможно уменьшение базы налога только на 14000. Остальные 10000 не будут учтены.